ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ.
: Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность темы:
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления.
Цель самообразования: Повышение педагогической компетентности.
Задачи:
Определение роли игры в организации жизнедеятельности детей.
- Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством
применения игровых технологий.
- Создание условий для психологического и физического здоровья
через игровую деятельность.
- Создания условий для эмоционального благополучия через игровую
деятельность.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей посредством
игровой деятельности.
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Месяц |
Направления работы |
Способы достижения |
Цель |
Сентябрь |
Работа с документацией.
Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов |
Знакомство и анализ документации. |
Повышение педагогической компетентности |
|
Планирование работы с детьми на новый учебный год. |
Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. |
Повысить уровень педагогических знаний.
Подбор материала |
|
Публикация материала
«Консультация для воспитателей. Развитие игровой деятельности дошкольников» |
Изучение литературы по теме.
Подбор материала |
Обмен опытом по проблеме. |
Октябрь |
Разработка дидактического материала из фетра для игры
«Домашние животные» |
Интернет-ресурсы |
Через игру изучить части тела, способы передвижения. Кто что ест и как говорит. Словообразование (назови ласково, один-много и т.д.). Составление словосочетаний, предложений, рассказов. |
Ноябрь |
Изучение методической литературы
О.А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка» |
Знакомство с литературой. |
Анализ и рассмотрение игры как формы организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста |
|
Разработка дидактической игры по ЗОЖ
«Будь здоров» |
Подбор материала по теме.
Интернет-ресурсы. |
Изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей |
Декабрь |
Изготовление дидактической игры «Продукты питания» |
Интернет-ресурсы |
Развитие игровой деятельности дошкольников |
|
Работа над темой
«Классификация театрализованных игр» |
Подбор материала по теме. |
Через различные формы театральной игры совершенствовать нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы. |
Январь |
Работа над созданием методических папок. |
Подбор материала. |
Накопление опыта |
|
Разработка игрового проекта сюжетно-ролевой игры
«Детское кафе»
|
Интернет-ресурсы |
Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе». |
Февраль |
Разработка развивающего пособия «Времена года: Дерево» |
Подбор материала.
Интернет-ресурсы. |
Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе, закрепление счета, состава числа, цвета, развитие мелкой моторики |
|
Разработка картотеки
«Игры на сплочение детского коллектива» |
Подбор материала |
Научить устанавливать доверительный контакт друг с другом, оказывать взаимопомощь, прислушиваться к мнению партнера. |
Март |
Изучение методической литературы
«Игры-забавы на участке детского сада» |
Чтение литературы, подбор материала. |
Формировать систему осознанно-правильных экологических представлений о природе. |
|
Работа над картотекой игр по ФЭМП |
Подбор материала |
Развитие интеллектуальных способностей. |
Апрель |
Разработка дидактической игры из фетра «Космос» |
Интернет-ресурсы |
Закрепить и систематизировать представления детей о космосе, аппаратах для его исследования и космонавтах |
|
Разработка картотек:
подвижные игры;
сюжетно-ролевые игры;
пальчиковые игры;
дидактические игры.
|
Подбор материала |
Всестороннее развитие ребёнка |
Май |
Работа над картотекой дидактических игр по патриотическому воспитанию |
Подбор методической литературы |
Формировать представление о государственной символике, окружающем мире, малой родине. |
|
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. |
Подбор методической литературы |
|
Отчет по теме самообразования.
Тема: Игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Я решила взять тему по самообразованию «Игровая деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования». Свою работу по теме я начала со старшего дошкольного возраста.
Изучила методическую литературу по данной теме.
О.А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка».
«Игры-забавы на участке детского сада».
В.А. Деркунская «Игры-эксперименты с дошкольниками».
В.А. Деркунская, А.Г. Рындина «Игровые приёмы и коммуникационные игры
для детей старшего дошкольного возраста».
О.А. Скорлупова, Л.В. Логинова. Педагогическое руководство играми детей
дошкольного возраста.
О.В.Дыбина. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с
предметным миром».
Н.Лунина. «Играем в буквы и слова».
Определила:
1. факторы реализации игры:
- установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;
- включение всех видов игр в педагогический процесс;
- своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;
- квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;
- индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;
-перспективное планирование развития игры (комплексный метод);
- использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры
2.условия эффективности развития игры:
-свободное и добровольное включение детей в игру;
-дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила,
идею каждой игровой роли;
- игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников;
- достаточное количество времени для игры и наличие необходимых
игрушек для осуществления детского замысла;
- при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;
- осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом
обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их
интересами, настроением
3.целевые ориентиры по ФГОС
- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в … игре … Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
- …Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре.
-ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами.
В своей работе использовала обмен опыта по данной теме с другими педагогами.
Для этого зарегистрировалась на сайте:
http://www.maam.ru
Для практической части поставила следующие задачи: Определение роли игры в организации жизнедеятельности детей.
- Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством
применения игровых технологий.
- Создание условий для психологического и физического здоровья
через игровую деятельность.
- Создания условий для эмоционального благополучия через игровую
деятельность.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей посредством
игровой деятельности.
С целью изучения и обогащения опыта детей создаем дидактические пособия:
дидактический материал (киндер игрушки) для игры «Домашние животные»;
дидактическая игра по ЗОЖ «Будь здоров»;
дидактическая игра «Продукты питания»;
Дидактическое пособие «Дорожные знаки»
Разработка развивающего пособия «Времена года.
Для накопления опыта работала над созданием картотек:
подвижные игры;
сюжетно-ролевые игры;
пальчиковые игры;
дидактические игры;
дидактические игры по патриотическому воспитанию;
картотека игр по ФЭМП;
игры на сплочение детского коллектива;
классификация театрализованных игр.
Работая над данной темой самообразования, сделала следующие выводы:
Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребёнка являются первоочерёдными.
Игра, в старшем дошкольном возрасте должна носить самодеятельный характер и всё более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства.
Важной особенностью игры как формы жизнедеятельности детей является её проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.
Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Наша задача состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть детям многообразие мира игры.
Обучение детей наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятий.
Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.
Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его интеллектуальные способности. В игре отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Используя игру как форму организации жизни детей, мы будем стараться добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для всего детского коллектива. Чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Ценность игры заключается не только в том, что она расширяет возможности познания сфер действительности, но и подготавливает подрастающее поколение к жизни в обществе
Игра сама по себе универсальный стимулятор.
Главное, в поддержании игрового интереса – чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом.